Что делать, если проверкой органа Пенсионного фонда выявлена недоплата страховых взносов, получено требование об уплате недоимки или решение о начислении пени, наложении штрафа? Чтобы ответить на этот и некоторые другие вопросы, правовой инспекцией труда на основании Порядка рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины жалоб на решения о наложении штрафа, начислении пени и заявлений страхователей о согласовании ими требований об уплате недоимки с уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда Украины 19.12.2003 г. №21-2, разработаны эти методические рекомендации.
Требование, решение Пенсионного фонда можно обжаловать в суде, с учетом сроков исковой давности, в любое время после получения соответствующего требования об уплате недоимки или решения о начислении финансовых санкций, но тогда вы потеряете право на их обжалование в органах Пенсионного фонда.
Если вы все же решили сначала согласовать требование или обжаловать решение в органах Пенсионного фонда, предоставляем вашему вниманию следующие разъяснения.
Жалоба или заявление излагается в письменном виде и направляется по почте или передается через своего представителя, но в таком случае к жалобе, заявлению прилагается копия надлежаще оформленной доверенности (или договора).
В жалобе, заявлении должно быть указано:
1) наименование юридического лица и его адрес или ФИО и место проживания физического лица;
2) наименование органа Пенсионного фонда, который выдал требование или решение которое обжалуется, его дата и номер;
3) содержание поднимаемого вопроса, ходатайство или требование;
4) сообщаете, также обжаловано ли требование или решение в суд.
Жалоба подписывается руководителем или уполномоченным представителем юридического лица и заверяется печатью.
Органы Пенсионного фонда возвращают с соответствующим обоснованием ненадлежаще оформленные:
– жалобу – в пятидневный срок со дня ее получения;
– заявление о согласовании требования – не позже следующего рабочего дня со дня его получения.
Повторные обращения по одному и тому же вопросу в один и тот же орган Пенсионного фонда не рассматриваются, если первое обращение решено по сути.
Если вы считаете, что орган Пенсионного фонда неправильно рассчитал сумму недоимки, можно обратиться в этот же Пенсионный фонд с заявлением о согласовании требования об уплате страховых взносов (недоимки).
К заявлению прилагаются расчеты, копии платежных поручений и другие документы, свидетельствующие о неправильном начислении сумм, указанных в требовании и/или решении.
Заявление подается в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения требования об уплате недоимки. Органы Пенсионного фонда рассматривают его в трехдневный срок со дня получения и по результатам рассмотрения сообщают заявителю о принятии одного из указанных решений:
– о полном или частичном удовлетворении заявления, отмене обжалованного требования или направлении нового;
– об оставлении требования без изменения, а заявления без удовлетворения.
В случае не согласия с решением территориального органа Пенсионного фонда можно обжаловать его в региональный (вышестоящий) орган Пенсионного фонда. То есть в головное управление Пенсионного фонда (Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя) или в суд. К жалобе прилагаются документы, подтверждающие неправильное решение.
Обжалование требования об уплате недоимки, решения о наложении штрафа приостанавливает начисление пени и сроки уплаты финансовых санкций, со дня подачи жалобы в Пенсионный фонд или искового заявления в суд.
Жалоба подается в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения решения, которое обжалуется. Жалоба, заявление о согласовании требования, поданные в органы Пенсионного фонда, с нарушением десятидневного срока не рассматриваются.
Одновременно с подачей жалобы в региональный (вышестоящий) орган Пенсионного фонда необходимо письменно известить территориальный орган Пенсионного фонда, решение которого обжалуется.
К жалобе прилагаются копии документов, свидетельствующие о неправильности решения, которое обжалуется (акт проверки, решение о начислении пени, наложении штрафа и другие документы, на основании которых определяется сумма страховых взносов, подлежащих уплате, требование об уплате недоимки, заявление о согласовании требования об уплате недоимки, свои замечания, объяснения, если они подавались во время проверки или рассмотрения материалов проверки и заключения органов Пенсионного фонда по ним).
В обязательном порядке в жалобе указывается, подавалось ли исковое заявление в суд по этому вопросу.
Решение регионального (головного) управления Пенсионного фонда можно обжаловать в Пенсионный фонд Украины в течение 10 рабочих дней, со дня получения ответа, известив об этом территориальное и региональное (головное) управления Пенсионного фонда.
Жалоба рассматривается в течение 20 календарных дней, со дня ее получения.
Орган Пенсионного фонда может принять решение о продлении сроков рассмотрения жалобы, но не более чем на 60 календарных дней, о чем обязан письменно уведомить до окончания 20-дневного срока.
Неудовлетворительное решение по жалобе, заявлению, принятое Пенсионным фондом Украины не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке. О подаче жалобы или искового заявления в суд страхователь, на протяжении трех рабочих дней со дня обращения в суд, обязан письменно уведомить орган Пенсионного фонда, решение которого обжалуется.
Если Пенсионный фонд не направил обоснованного решения по жалобе и/или заявлению на протяжении срока, установленного для ее (его) рассмотрения, то такая жалоба (заявление) считаются полностью удовлетворенными в пользу заявителя со дня, следующего за последним днем вышеуказанных сроков. Если последний день срока выпадает на праздничный или выходной, то последним днем считается следующий за ним рабочий день.
Правовая инспекция труда ЦК ПМГУ