Профспілка металургів і гірників України
facebook youtube

«Да, должна быть и, я убежден, будет – отвечает на этот вопрос председатель Центрального комитета Профсоюза металлургов и горняков Украины Владимир Казаченко. Действующее пенсионное законодательство сегодня уже формально предоставляет такую возможность нашим трудящимся – с 1 января 2004 года вступил в силу Закон Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении». Но, чтобы эта возможность реализовалась, необходимо еще очень многое сделать и профсоюзу, и работодателям, да и самим работникам отрасли. Ведь дополнительная пенсия будет негосударственной! А это значит, что сначала должен быть сформирован сам источник ее выплаты в виде определенной суммы пенсионных накоплений на индивидуальном счете в негосударственном пенсионном фонде. Дело это, понятно, не простое и не скорое, но чем раньше мы начнем его продвигать, тем быстрее металлурги и горняки, уходящие на заслуженный отдых, смогут рассчитывать на обеспеченную старость.

Первый шаг в правильном направлении наш Профсоюз уже сделал. В конце сентября т. г. на выездном заседании президиума ЦК Профсоюза в г. Мариуполе принято решение об учреждении и организации деятельности в нашей отрасли «Горно-металлургического профессионального пенсионного фонда». Впереди – большая работа».

Текущий, 2004 год является первым годом практической реализации пенсионной реформы в Украине. Кому и зачем она нужна? В чем ее суть и основные направления проведения? Об этом будет не лишним сказать прежде всего, так как по данным социологических опросов лишь 12-13% украинцев сегодня знают о факте ее осуществления.

Очень часто пенсионную реформу ошибочно связывают с повышением пенсий нынешним пенсионерам. На самом же деле, – это всего лишь одна из ее составляющих и притом далеко не главная. Пенсионная реформа в первую очередь рассчитана на людей трудоспособного возраста, а ее суть состоит в кардинальном преобразовании исчерпавшей себя государственной солидарно-распределительной пенсионной системы и формировании качественно иной пенсионной системы, построенной на накопительно-страховых принципах и сочетающей в себе государственную и негосударственную составляющие. Это значит, что реформа – не одноразовое мероприятие, а системная, рассчитанная на десятилетия, работа. Высшей и конечной ее целью определено повышение пенсий граждан, и в первую очередь – доведение в недалеком будущем соотношения среднемесячной пенсии и среднемесячной заработной платы до уровня европейских 70-80%.

Очень важно всем осознать, что в новой пенсионной системе, формируемой уже в соответствии с законами рыночной экономики, решительно изменяется роль государства. Время, когда оно брало на себя полную ответственность за решение всех социальных проблем своих граждан, безвозвратно ушло. Теперь государство частично перекладывает ответственность за будущую пенсию на каждого из нас, правда, предоставляя при этом больше возможностей для самостоятельного выбора и принятия решения относительно того, какую пенсию мы будем получать в будущем. Это, в свою очередь, приводит к повышению личной ответственности каждого человека за формирование собственных пенсионных накоплений.

Новая пенсионная система направлена на воспитание экономической самостоятельности и ответственности граждан за уровень личного материального благосостояния после выхода на пенсию. Именно поэтому каждый человек обязан уже сегодня задуматься над тем, как и что он будет получать после завершения своей трудовой деятельности.

Модель новой пенсионной системы Украины выстроена в Законах Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении» и состоит из трех уровней:

1-й уровень – реформированная государственная солидарно-распределительная система, в которой введен персонифицированный учет пенсионных взносов и данных о заработной плате и стаже работников. Солидарный принцип построения этой пенсионной системы означает, что нынешнее поколение работающих финансирует выплату пенсий тем, кто уже завершил трудовую деятельность, в свою очередь, сегодняшнее поколение работающих надеется на финансирование своих пенсий будущими поколениями.

2-й уровень – обязательная накопительная система государственного пенсионного страхования. Данная система пока еще не создана и будет введена в Украине после достижения определенных экономических критериев, по прогнозам экспертов – в 2007 году. В рамках этой системы часть обязательных пенсионных взносов будет аккумулироваться в общегосударственном Накопительном фонде, и учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан. Эти средства будут инвестироваться в экономику страны с целью получения инвестиционного дохода и защиты их от инфляции. Пенсионные накопления на индивидуальных пенсионных счетах граждан будут собственностью этих граждан с правом наследования в случае их смерти.

3-й уровень – система негосударственного пенсионного обеспечения, которая строится на принципе добровольности участия в ней граждан, работодателей и их объединений. Ее предназначение – формирование (за счет взносов работников и работодателей, а также полученного на эти средства инвестиционного дохода) пенсионных накоплений, из которых будет выплачиваться дополнительная к государственной корпоративная (производственная) пенсия.

Это означает, что работник, достигший пенсионного возраста, при определенных условиях сможет получать пенсию одновременно из трех названных источников. Образно говоря, его «пенсионный пирог» в новой пенсионной системе будет складываться из трех «коржей»: 1) пенсии из обязательной государственной солидарной системы, 2) пенсии из обязательной накопительной пенсионной системы и 3) пенсии из добровольной негосударственной пенсионной системы.

В настоящее время в Украине по данным Министерства труда и социальной политики 1-й уровень пенсионной системы обеспечивает выплату среднемесячной пенсии в размере лишь около 30% от среднемесячного заработка. Это не соответствует общепринятым международным нормам. По стандартам Международной организации труда и Европейского кодекса социального обеспечения это соотношение должно быть не ниже 40-50%. Достичь 50%-го показателя соотношения среднемесячных пенсии и зарплаты по прогнозам Минтруда удастся в недалеком будущем благодаря введению 2-го, накопительного уровня государственного пенсионного страхования. Но и его введение еще не является гарантией обеспеченной старости.

Достижение данной цели становится возможным посредством участия работника в 3-ем уровне пенсионной системы – добровольном негосударственном пенсионном обеспечении. Участие в этой системе позволяет в дополнение к государственной пенсии получать и негосударственную пенсию за счет отчислений работниками и работодателями (в пользу работников) средств в негосударственные пенсионные фонды. По прогнозам Минтруда это даст возможность нарастить соотношение средней пенсии и средней заработной платы еще на 30% и довести данный показатель с учетом всех пенсионных выплат до 80%.

Что же это такое – негосударственный пенсионный фонд (НПФ)? Это специализированное учреждение, которое имеет статус неприбыльной организации, функционирует и проводит деятельность исключительно с целью накопления пенсионных взносов в пользу участников фонда, управления ими и осуществления пенсионных выплат участникам в установленном Законом порядке. Такие фонды могут быть трех видов: профессиональные, корпоративные и открытые. В создании профессиональных негосударственных пенсионных фондов Закон разрешает принимать участие профсоюзам и их объединениям, что открывает возможность участия в управлении фондом и установления общественного контроля за направлениями инвестирования пенсионных активов и пенсионными выплатами участникам фонда. Именно по этой причине Президиум ЦК профсоюза принял решение о создании в горно-металлургическом комплексе профессионального пенсионного фонда.

Но, нужно прямо сказать, немало граждан еще побаиваются, что негосударственные пенсионные фонды могут превратиться в печально известные трасты. Оправданы ли подобные опасения?

На этот счет со всей определенностью можно утверждать следующее. Сегодня законодательно решена ключевая задача негосударственного пенсионного обеспечения – создание надежных и действенных механизмов защиты пенсионных взносов. Для этого украинские законодатели использовали наилучшие международные наработки в данной области. Защита пенсионных денег достигается за счет: разграничения полномочий и функций различных участников негосударственного пенсионного обеспечения; полной прозрачности в их деятельности (при помощи системы отчетности и обнародования информации, взаимной подконтрольности); запрета НПФ заниматься любыми другими видами деятельности; обязательной регистрации в государственных органах направлений инвестирования пенсионных средств; жесткого государственного контроля и надзора за этой сферой; ежедневного банковского надзора за всеми операциями с пенсионными средствами; и других механизмов; но самое главное: средства НПФ отделены от активов учредителей, работодателей-плательщиков взносов, других финансовых учреждений и не могут включаться в их ликвидационную массу.

То есть, по Закону негосударственный пенсионный фонд не может быть объявлен банкротом и ликвидирован по законодательству о банкротстве.

Более года назад в Украине начал работать специализированный государственный орган по лицензированию, надзору и контролю за деятельностью негосударственных пенсионных фондов – Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг. Ею на сегодня разработаны и утверждены 38 подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих и регулирующих различные стороны деятельности НПФ.

 В июне 2004 года в налоговое законодательство внесены изменения, которые создали в Украине исключительно благоприятный режим налогообложения средств, которые направляются в систему добровольного негосударственного пенсионного обеспечения. Теперь добровольные пенсионные взносы работодателей для своих работников включаются в состав валовых затрат предприятия, т.е. не попадают под налог на прибыль. При этом сумма таких взносов должна быть не более 15% от начисленной заработной платы каждого работника за год, а также граничной суммы налоговой социальной льготы (в 2004 году – 540 грн. на месяц). От налогообложения полностью освобожден и инвестиционный доход от размещения пенсионных активов. Не облагаются подоходным налогом с физических лиц также суммы пенсионных взносов работодателей на негосударственное пенсионное обеспечение своих работников в пределах вышеназванных размеров, взносы самих работников на свои пенсионные счета в НПФ.

Все это свидетельствует, что сегодня в Украине уже сформирована надлежащая законодательная и нормативно-правовая база, существуют благоприятные экономические, налоговые и организационные условия для учреждения и деятельности негосударственных пенсионных фондов.

Необходимость создания отраслевого НПФ обусловлена еще одним крайне важным для горно-металлургической отрасли обстоятельством. Новое пенсионное законодательство ввело принципиально новый вид пенсионного обеспечения – обязательное негосударственное пенсионное страхование лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда или на работах, выполнение которых приводит к потере профессиональной трудоспособности. Число трудящихся, работающих сегодня в неблагоприятных условиях труда, в нашей отрасли превышает 242 тыс. человек. Закон предусматривает перенесение финансирования льготного пенсионного обеспечения по Спискам №1 и №2 и за выслугу лет из государственной системы в негосударственные пенсионные фонды. (См.: п. 2 Заключительных положений Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»). Согласно ему, работодатели будут осуществлять обязательные отчисления в профессиональные или корпоративные пенсионные фонды в интересах работников, имеющих право на льготы. Сами же трудящиеся при этом взносы платить не будут.

В настоящее время Министерством труда и социальной политики уже подготовлен и направлен в Верховную Раду Украины проект закона «Об обязательном дополнительном пенсионном страховании лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда или на работах, выполнение которых приводит к потере профессиональной трудоспособности», который определяет порядок уплаты работодателями обязательных пенсионных страховых взносов и порядок получения пенсионных выплат застрахованными лицами. Введение в действие данного механизма предусматривается в 2006 году.

Решение важнейших вопросов пенсионного обеспечения (в том числе, льготного) металлургов и горняков, таким образом, в ближайшее время может оказаться затруднительным в случае отсутствия отраслевой системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Чтобы упредить саму возможность возникновения подобной ситуации, президиумом ЦК Профсоюза и было принято своевременное и взвешенное решение об учреждении «Горно-металлургического профессионального пенсионного фонда». Наряду с этим, в данном Постановлении даются поручения:

1) ЦК Профсоюза:

– провести обучение председателей профсоюзных комитетов предприятий отрасли по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения и его законодательного регулирования, создать на веб-сайте ЦК Профсоюза специальный раздел, посвященный деятельности негосударственных пенсионных фондов;

– организовать среди трудящихся и работодателей отрасли информационно-разъяснительную работу по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения и его законодательного регулирования, подготовить необходимые для этого методические материалы;

2) профсоюзным комитетам предприятий:

– провести в трудовых коллективах с участием специалистов ЦК и территориальных комитетов профсоюза соответствующую информационно-разъяснительную работу по законодательному регулированию негосударственного пенсионного обеспечения;

– добиваться включения в коллективные договора на 2005 год и в последующие периоды положения о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении трудящихся и перечислении работодателями и работниками пенсионных взносов в НПФ.

Как видим, задачи поставлены масштабные, и успешно решить их можно только объединением усилий заинтересованных сторон: профсоюзных комитетов всех уровней, работодателей отрасли и самих трудящихся.

 

В.Капалин,

главный специалист ЦК ПМГУ

 

Назад

  • MEFM100x100jpeg
  • atom60
  • fmu60
  • fprk
  • fpu100x100
  • frgu60
  • histadru2t
  • industri-all100x100
  • logo-prupu100x100
  • logo-sm100x100
  • logo_fometaux
  • mtwtu60
  • ptgmprk
  • turkmetall100x100