В 2004 году вступили в силу два Закона Украины: «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении», которые составили правовую основу проводимой сегодня пенсионной реформы. Результатом реформы стало законодательное введение в Украине в дополнение к государственному пенсионному страхованию второго вида пенсионного обеспечения – негосударственного. Его по закону призваны осуществлять специализированные финансовые учреждения – негосударственные пенсионные фонды.
Профсоюз металлургов и горняков Украины, опираясь на существующую правовую базу, в 2006 году учредил отраслевой негосударственный пенсионный фонд, получивший название «Горно-металлургический профессиональный пенсионный фонд» (ГМППФ). Цель создания Фонда – организация и проведение дополнительного (негосударственного) пенсионного обеспечения работников ГМК Украины. С декабря минувшего года Фонд начал свою работу.
Когда нужно задумываться о своей будущей пенсии?
Пенсии сегодня
Глядя на сегодняшних пенсионеров, большинство из нас вряд ли пожелает оказаться на их месте. И не столько по той причине, что никто из нас не хочет стареть, сколько потому, что мы являемся живыми свидетелями тяжелейшего материального положения этих пожилых людей.
Но природу не обманешь – пенсионный возраст у каждого из нас объективно и неотвратимо приближается, а потому о своей пенсионной перспективе нелишне задуматься заранее, еще в трудоспособном возрасте. Это вдвойне важно сделать сегодня, так как государственная пенсионная система оказалась в глубоком финансовом кризисе. В Украине с 2004 года проводится радикальная пенсионная реформа, в ходе которой законодательно введены новые порядок и правила пенсионного обеспечения граждан.
В связи с этим у каждого думающего человека возникает ряд вопросов:
- на какую государственную пенсию мы можем рассчитывать, когда выйдем на заслуженный отдых?
- стоит ли надеяться, что государство в обозримом будущем существенно повысит уровень пенсионного обеспечения?
- что делать, если перспектива получения достойной государственной пенсии отсутствует?
- можно ли сегодня повлиять на размер своей будущей пенсии, и если «да», то как?
Это не праздные вопросы. У человека, прекратившего трудовую деятельность, пенсия – единственный источник средств для существования. От ее величины прямо зависит мера его материального благополучия или неблагополучия в старости. Поэтому пенсионная проблематика является жизненно важной для каждого из нас, а в сегодняшних условиях, - в том числе и для молодежи. Учитывая сказанное, давайте разберемся во всех этих непростых вопросах.
Сегодняшние пенсионеры получают свои пенсии из одного источника – государственного Пенсионного фонда Украины (ПФУ). Работа этого фонда построена на двух ключевых принципах – солидарности поколений и распределения собранных в фонде средств. Суть первого принципа состоит в том, что нынешнее трудоспособное поколение, уплачивая взносы в ПФУ, финансирует выплату пенсий людям, завершившим свою трудовую деятельность, и, в свою очередь, рассчитывает, что финансирование выплаты их пенсий обеспечит следующее, более молодое поколение. Распределительный принцип построения этой системы означает, что поступившие в ПФУ взносы тут же распределяются среди нынешних пенсионеров в виде выплат ежемесячных пенсий. Уже отсюда становятся понятными пределы возможностей фонда: ведь распределить можно лишь то, что предварительно поступило в фонд от плательщиков взносов. Замечу также, что ПФУ не занимается ни накоплением, ни инвестированием поступающих в него средств. Именно поэтому данную пенсионную систему принято называть солидарно-распределительной, или просто – солидарной системой.
Эффективность солидарной системы, как оказалось, в решающей степени зависит от демографической ситуации в стране. Она успешно функционирует лишь в том случае, когда число работающих и уплачивающих взносы в ПФУ в 5-6 раз превышает число пенсионеров. По мере ухудшения этого соотношения, система начинает давать сбои, а при уравнивании этих показателей – становится не в состоянии выполнять предназначенную ей социальную роль. Именно в подобной ситуации сегодня оказалась государственная пенсионная система Украины.
Показательными для ее нынешнего состояния являются следующие данные:
- источниками наполнения бюджета ПФУ являются: взносы работающих граждан в размере 1-2% от заработной платы, взносы работодателей в размере 33,2% от фонда оплаты труда предприятия, 1%-й сбор от операций купли-продажи безналичной валюты и 7,5%-й – с пользователей мобильной связи;
- бремя, как видим, нелегкое, и тем не менее все годы независимости Украины бюджет ПФУ был дефицитным, т. е. поступающих в фонд средств постоянно не хватало на выплаты даже существующих мизерных пенсий, например, в 2006 году дефицит бюджета ПФУ составлял 7,3 млрд. грн., в текущем году – ожидается равным 18,7 млрд. грн. (источник: «Экономические известия», от 27 апреля 2007 г.);
- вследствие этого ПФУ ежегодно получал дотации из государственного бюджета, в 2006 году дотация составляла 17,6 млрд. грн.;
- среднее количество лет уплаты страховых взносов в ПФУ составляет 40 лет, а среднее количество лет получения пенсий из ПФУ – 14 лет;
- на 1000 плательщиков взносов в ПФУ сегодня приходится 814 пенсионеров;
- среднемесячная пенсия по состоянию на июль т. г. составляет 556 грн.;
- коэффициент замещения пенсией зарплаты, т. е. соотношение среднемесячной пенсии и среднемесячной зарплаты в Украине в последние годы равнялся 34-36%, а это значит, что при выходе на пенсию уровень жизни человека падает в 3 (!) раза.
Как видим, нынешнее состояние солидарной пенсионной системы нельзя признать удовлетворительным.
А что же в будущем?
В данной ситуации, естественно поинтересоваться мнением специалистов по проблемам пенсионного обеспечения.
Известный эксперт в данной области Б.Юровский пишет: «Многие, очень многие еще продолжают надеяться, что государство сможет дать людям достойное пенсионное обеспечение, и связывают пенсионную реформу с повышением эффективности государственной солидарной пенсионной системы. Это пустые надежды. В условиях сложившейся демографической ситуации государственная солидарная пенсионная система не может функционировать эффективно». И далее: «Повышение государственных пенсий и дефицит средств Пенсионного фонда привели к тому, что государственная пенсионная система оказалась поставленной на грань, за которой ее ждет жесточайший финансовый кризис». (См.: Юровский Б. Пенсии государственные и негосударственные: на что можно рассчитывать. – Харьков, 2006, с.10).
И все же, может быть, специалист ошибается? Решающей в вопросе «есть ли основания надеяться на существенное повышение уровня государственных пенсий?», очевидно, должна стать точка зрения науки.
Для этого обратимся к Комплексному прогнозу изменения демографической ситуации в Украине на период до 2050 года, подготовленному Институтом демографии и социальных исследований Национальной Академии Наук. Согласно данным экспертов: общая численность населения Украины к этому периоду снизится до 36 млн. человек; с 2009 года начнет резко ухудшаться соотношение числа плательщиков взносов в ПФУ и числа пенсионеров в связи с выходом на пенсию поколения послевоенного «бэби-бума» (демографического взрыва); к 2025 году (через 17-18 лет) на 1-го работающего и уплачивающего взносы в ПФУ будет приходиться 1,4 пенсионера (источник: Газета «24», от 22 мая 2007 г.). В результате, пенсионеры станут количественно значительно преобладать над активной частью населения. Ключевой показатель пенсионной системы – коэффициент замещения пенсией зарплаты – постепенно снизится до уровня 22-25%.
В этих условиях, как отмечает Б.Юровский, «солидарная система не сможет выполнять свою перераспределительную функцию – перераспределять станет нечего»; она «превращается в монстра, который начинает питаться теми, кого призвана защищать». (См.: Юровский Б. Пенсии государственные и негосударственные: на что можно рассчитывать. – Харьков, 2006, с.18, 29).
Таким образом, научные прогнозы, анализ и оценки экспертов со всей определенностью свидетельствуют: государство ни сейчас, ни в обозримом будущем не в состоянии повысить реальный уровень пенсионного обеспечения через солидарную пенсионную систему. Поэтому человеку трудоспособного возраста в сегодняшних условиях нельзя оставаться пассивным и рассчитывать только на социальную помощь государства.
Что же делать в такой ситуации? Как это ни сложно психологически осознать и принять, но выход, по сути, один: позаботиться о себе человек должен сам. И такая возможность предоставляется ему в новой, реформированной пенсионной системе.
Такая система начала формироваться в Украине в 2004 году, после вступления в силу двух «пенсионных» Законов: «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении». Этими законами введены два вида пенсионного обеспечения граждан Украины – государственное и негосударственное.
Система негосударственного пенсионного обеспечения строится на совершенно иных принципах, чем солидарная система. Ключевыми здесь являются принципы: персонификации пенсионных взносов, накопления их в течение трудовой жизни человека, инвестирования пенсионных накоплений, добровольности участия в данной системе. Таким образом, в этой системе пенсионные взносы сначала аккумулируются в специализированных финансовых учреждениях на индивидуальных пенсионных счетах участников, потом инвестируются в отрасли экономики, и только после этого накопленные средства вместе с полученным доходом от их инвестирования направляются на выплату пенсий. Поэтому в данной системе каждый пенсионер получает пенсию в том размере, который обусловлен только одной величиной – общей суммой пенсионных накоплений на его индивидуальном пенсионном счете.
Согласно законодательству негосударственное пенсионное обеспечение могут осуществлять: 1) негосударственные пенсионные фонды – посредством заключения пенсионных контрактов с вкладчиками фондов, 2) страховые организации – через заключение договоров страхования пожизненной пенсии, 3) банковские учреждения – посредством заключения договоров об открытии пенсионных депозитных счетов.
Основу системы негосударственного пенсионного обеспечения будут составлять негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Негосударственный пенсионный фонд
НПФ – это специализированное учреждение социального обеспечения, являющееся юридическим лицом, которое имеет статус неприбыльной организации, проводит свою деятельность исключительно с целью накопления пенсионных взносов в пользу участников фонда, управления ими и осуществления пенсионных выплат участникам в установленном Законом «О негосударственном пенсионном обеспечении» порядке. Неприбыльный (некоммерческий) статус НПФ означает, что полученный им инвестиционный доход направляется не в пользу учредителей фонда, а распределяется полностью и исключительно между участниками фонда.
Так как система негосударственного пенсионного обеспечения построена и работает на иных принципах, чем государственная пенсионная система, ей свойственны определенные особенности и важные преимущества:
1) пенсионные накопления каждого участника НПФ всегда персонифицированы и отделены от накоплений других участников, в отличие от солидарной пенсионной системы, где действует принцип «общего котла»;
2) пенсионные взносы в пользу участника кроме него самого могут перечислять работодатель, профсоюзная организация, а также близкие родственники;
3) пенсионные накопления участника НПФ являются его собственностью с момента поступления взносов на пенсионный счет независимо от того, кто обеспечивал их формирование;
4) участник НПФ сам определяет и назначает свой пенсионный возраст (но в пределах 10 лет ниже или выше от установленного государством пенсионного возраста);
5) в течение всего периода накопления пенсионные взносы не лежат «мертвым грузом» на счете участника, а инвестируются и приносят ему доход (проценты);
6) начисление инвестиционного дохода производится ежемесячно по правилу «сложных процентов»; за весь период накопления, в совокупности этот доход может в несколько раз превышать сумму внесенных взносов;
7) вкладчик НПФ имеет право на налоговые льготы: пенсионные взносы не облагаются подоходным налогом в пределах установленной законом налоговой льготы;
8) негосударственная пенсия не зависит ни от трудового стажа, ни от зарплаты, и, кроме того, не лишает участника НПФ права на государственную пенсию;
9) размер негосударственной пенсии определяется, по сути, только общей суммой пенсионных накоплений участника, включающей в себя и пенсионные взносы, и инвестиционный доход;
10) участник НПФ вправе и имеет возможность реально контролировать как суммы поступающих пенсионных взносов, так и величину доходности через регулярно получаемые из НПФ выписки со своего пенсионного счета;
11) участник НПФ может быть одновременно участником нескольких НПФ;
12) пенсионные накопления участника не могут одномоментно «пропасть», так как НПФ не может быть объявлен банкротом и ликвидирован по законодательству о банкротстве;
13) участник НПФ вправе заменить пенсионный фонд и перевести свои пенсионные накопления по своему выбору в другой НПФ, в страховую компанию или в банк;
14) пенсионные накопления, в случае смерти участника, наследуются в соответствии с гражданским законодательством Украины.
Таким образом, теперь каждый гражданин через участие в НПФ имеет реальную возможность влиять на размер предполагаемой пенсии, и более того, – заранее планировать свое «пенсионное будущее». Вторая пенсия, получаемая из НПФ в дополнение к государственной, позволяет его участнику поднять их суммарную величину до 60-70% от заработной платы, которую он получал перед выходом на пенсию. И таким образом, достичь уровня европейских стандартов пенсионного обеспечения.
Как стать участником «Горно-металлургического профессионального пенсионного фонда»?
Для этого существуют четыре возможных способа.
Во-первых, Вы лично можете принять решение стать вкладчиком Фонда и перечислять пенсионные взносы в свою пользу (становясь тем самым и его участником). Для этого достаточно сделать несколько шагов:
шаг 1: обратиться в Профком предприятия, или к представителю Фонда для ознакомления с возможными условиями участия и пенсионной схемой;
шаг 2: определиться, какие из них Вы выбираете;
шаг 3: заключить пенсионный контракт с Фондом;
шаг 4: перечислять в соответствии с ним пенсионные взносы на свой индивидуальный пенсионный счет, открытый в Фонде.
Во-вторых, трудовой коллектив каждого предприятия может (и должен) добиться включения в свой Коллективный договор положения об участии работодателя в дополнительном пенсионном обеспечении работников. В этом случае работодатель будет самостоятельно осуществлять пенсионные взносы в Фонд в пользу своих работников. Но, если у работников есть желание увеличить размер своей негосударственной пенсии, они вправе дополнительно перечислять собственные взносы на свои пенсионные счета.
В-третьих, Профсоюзный комитет первичной организации Профсоюза может заключить пенсионный контракт с ГМППФ и осуществлять пенсионные взносы в пользу членов профсоюзной организации. При этом, как и в предыдущем случае, каждый участник Фонда имеет возможность наращивать свои пенсионные накопления дополнительными взносами.
Четвертым и самым оптимальным способом является совмещение вышеназванных вариантов, т. е. солидарное, совместное участие работодателя, работников и первичной профсоюзной организации в осуществлении дополнительного пенсионного обеспечения. Именно его следует стремиться реализовать на предприятиях отрасли.
Возвращаясь к вопросу, вынесенному в заголовок этой заметки, хочу подчеркнуть следующее. Так как система негосударственного пенсионного обеспечения является накопительной по своей природе, в ней решающее значение имеет фактор времени, длительность периода накопления. За достаточно продолжительный период даже сравнительно небольшие взносы позволяют сформировать весомые пенсионные накопления. Поэтому ответ на поставленный вопрос предельно простой: чем раньше, тем лучше для человека!
Владимир Капалин,
главный специалист ЦК Профсоюза,
председатель Совета «ГМППФ»